Преданья старины глубокой
У этих семи дней в году всегда был хороший имидж: "Песах - праздник свободы". Создан этот имидж давно и довольно долго держался, ежегодно обновляемый традицией чтения Агады в семейном кругу. Затем, когда мы обрели независимость, свободы оказалось так много, что имидж немного поблек, и в последнее время праздник этот, наряду с другими, стал обычным поводом для одной-двух семейных вечеринок, выезда с мангалами в ближайший парк - и для очередной рекламной шумихи распродаж и "особых мероприятий".
Его основной слоган - "Рабами были мы у фараона в Египте" - не то чтобы был забыт - просто особых эмоций у современного человека эти слова вызвать не в состоянии. Были, ну и что? Тем более, если точнее, были не мы, а наши предки. История, которая большинству мало что говорит и уж точно ни к чему не обязывает. К чему, например, меня обязывает то, что происходило с моим дедом, сельским почтальоном в далеком украинском захолустье? Ни к чему. Сейчас другая жизнь, другая почта, другие проблемы, он, "зихроно ливраха", и слов таких не знал. И сознание, и ментальность человека, и вся действительность, в которой он живет, сейчас такие, каких не было не только тысячи лет назад в каком-то там древнем Египте, но и сотню лет назад здесь же, на этой земле.
Тем более что по нас столько прокатилось за эти тысячелетия, что, сколько ни говори про рабство, - уже не болит, и сколько ни повторяй "… а сейчас мы свободны", - свободным от этого не станешь.
Несвободное слово "свобода"
Повторение слов этих о нашей свободе было похоже на заклинание. Мы твердили их в продуваемых сквозняком домишках и в роскошных особняках в стиле модерн, в гетто и на подпольных седерах, - везде, где мы были подавлены нищетой или запретами, связаны сотнями условностей и ролями, которые вынуждены были играть в чужом спектакле. И хорошо бы, если бы все это осталось в прошлом… Но и сейчас, будучи вынуждены каждый вдох и каждый выдох многословно объяснять сами себе, заокеанскому Старшему Брату, ООНу с его советами и присылаемым ими инспекторам, мы ежегодно, как положено, говорим о своей свободе. Поэтому напрашивается вывод: если пасхальные слова о свободе - это заклинание, то оно явно не работает.
Кроме того, само это слово, "свобода" - какое-то несвободное. Будучи сказанным, оно как бы нуждается в определении - от кого или от чего. От работодателя? От налогов? От обязанностей или от прав?
А Бааль Сулам в своей статье "Свобода воли" говорит о нем так: "… в любом случае, наше представление о понятии, выражаемом словом "свобода", очень туманно, и если мы углубимся во внутреннее содержание этого слова, от него почти ничего не останется".
Поэтому возникает вопрос, о какой свободе идет речь.
Кто кем обладает
Цельный, простой человек, не отягощенный сомнениями и комплексами, - в старину, говорят, такие водились, - еще мог как-то делить мир на себя и окружающее, от которого он, в его представлении, мог стать свободным. Но сейчас, человече, закомплексованное дитя засоренного генофонда, от кого ты хочешь освободиться, если то, что не дает ощутить себя свободным, находится у тебя внутри? От себя ведь не убежишь.
И даже в быту, в повседневной жизни, мы сидим, одеваемся, говорим, едим именно так, а не иначе - потому, что другие считают, что мы должны сидеть, одеваться, говорить или есть таким образом. Нам было бы удобнее делать все это просто, ничем себя не обременяя, но за себя решаем не мы, а вкусы и мнения других.
А то, что происходит с нашими потребностями, вообще лишает нас чести и достоинства свободных людей.
Человечек еще совсем маленький, еще лежа в кроватке увлеченно разглядывает свои розовые ножки, а окружающие уже раскладывают его, будущего, по сетке потребностей. К определенному возрасту у него должны быть такие-то игрушки, такая-то одежда, такие-то дома и машины. И если даже они окажутся к тому времени других моделей, видов и фасонов, - неважно, главное, что он их захочет. И тогда, чтобы получить то, что хочет, он будет не только свято соблюдать все условия и условности, но и преданно защищать их, если понадобится.
И даже если человек, обладая ну очень большим эгоизмом, подчинив себе все условности общества, сможет добыть именно то, чего он хочет, - надо будет еще посмотреть, кто кем обладает: он эгоизмом или наоборот. Потому что в наших с ним, эгоизмом, отношениях зависимость наша от него - простая и видимая невооруженным глазом: чем он больше, тем больше усилий прикладывает человек, чтобы удовлетворить его.
Протрезвев от дурмана
Да, но если уж речь пошла о нашем рабстве у нашего же эгоизма, как могут евреи, эгоизм которых просто зашкаливает, утверждать, ежегодно и хором, что они свободны?
И еще: зачем каббалисты ввели этот обычай? Чтобы он напоминал нам о жизни предков, и это якобы должно поддержать в нас ощущение, называемое "мы - народ"?
Давайте по порядку. Во-первых, и в Книге книг, и в Зоар в форме рассказа об исходе из Египта они описали не историческое событие, а именно процесс освобождения из-под власти эгоизма. И "фараон" - это всего лишь один из терминов, его, эгоизм, обозначающий. То есть, принимая во внимание его власть над нами, - тема для нас самая животрепещущая.
Во-вторых, ввели они обычай раз в год на пасхальном седере говорить о том, что мы свободны, именно для того, чтобы мы, со временем, задали себе вопрос: что это за свобода, о которой мы уже столько твердим?
И, в-третьих, описывая процесс, они знали, какие этапы развития должен пройти человек, чтобы прийти к вопросу о свободе.
Знали, что мы будем долгое время придерживаться этого обычая, потому что обычаи в этом мире создают и поддерживают то самое ощущение: "мы - народ", И вообще, полезно детям читать хорошие книги - умными вырастут.
Знали, что со временем все это покажется нам пустыми церемониями, заклинаниями, которые не срабатывают в нашей жизни, и мы отвергнем этот обычай.
Так оно и было. Мы придерживались этого обычая, и мы отвергали его как проявление религиозного мракобесия. Отвергали поодиночке и в массовом порядке, по зову сердца и по решению партии.
Сейчас, когда время и страдания помогли нам протрезветь от дурмана - и религии, и борьбы с ней, - когда ничего, кроме его личных забот, человека не волнует, те, у кого появляется внутри тот самый вопрос, о свободе, могут прийти с ним напрямую к "виновнику" пасхальных торжеств, к каббале.
А как же народ?
И еще, хоть речь и не идет об имидже праздника песах, все же стоит разобраться еще с одним вопросом, не оставляя его на постскриптум: а как же народ? Ведь в пасхальных текстах речь только и идет, что о народе.
Ответ, продиктованный нам даже нашим эгоистическим опытом, однозначен: каким бы единым и монолитным ни было сборище рабов личного эгоизма, народом оно быть не может.
Потому Бааль Сулам в его газете "Народ" (!) и сравнивал нас, скопившихся на этом участке Сиро-Африканского разлома, - с мешком с орехами. То есть, мы хотели бы быть свободны друг от друга, и только потому, что вынуждены сидеть в одном мешке, терпим прикосновения чужой кожуры.
Поэтому не стоит ждать, пока он, "фараон", заставит нас "возопить", как сказано в первоисточниках. Уходить от него надо. Хочется ведь народом стать? Вот и каббала об этом говорит.
Copyright ©2007 smile.media
http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=12946