Иерусалим - это центр мира, его духовная столица, священный город трех религий. Магнит для туристов и паломников. Средоточие исторических и культурных памятников – камни, камни, камни. Но нет святости в камнях, - святость может быть только в людях.

Вот что  писал в свое время раби Мендл из Коцка: "Машиах сидит у врат Иерусалима и ждет, когда же люди будут готовы к избавлению. Закован он в кандалы и нуждается в совершенных людях, которые освободят его из оков. Довольно ему людей слепой веры. Довольно ему широких сердец. Сегодня он требует глубины сердца в людях истины".

Кто эти  люди, что освободят Машиаха, - это мы с вами или еще нет? Евреи не однажды изгонялись из Иерусалима, - не застрахованы мы от этого и сейчас. На политиков мало надежды, - они такие же люди, как мы. Но если Машиах войдет в Иерусалим и Храм будет отстроен, то все займут свои места и не будет споров о том, кому в каком городе жить. Только Машиах - это не человек на белом осле, а духовная сила, которая «мошехет» - вытаскивает нас из беспробудной любви к себе, с которой нам самим вовек не совладать. 

Эта сила готова действовать, но, чтобы ее пробудить, мы должны ждать от нее одного – помощи в преодолении своего эгоизма. Потому что истинный Храм - это не здание из камней, а сердце, в котором горит огонь любви. Только такое сердце может увидеть настоящий – духовный Иерусалим.

А иначе, - зачем нам этот город? Чтобы гордиться, что мы им владеем, водить туристов, вставлять записки в стену? Если духовный Иерусалим теряет для нас ценность, а важными становятся городская территория, государственный престиж и национальная гордость, то мы теряем и Иерусалим материальный.

Духовная  история определяет и материальные события. Пылинка не сдвинется с места, если не будет на то повеления свыше. Существует духовная ступень, называемая «Храм». Когда народ поднялся на эту ступень, - был возведен храм в материальном мире, а когда упал, - Иерусалим и храм были разрушены.

Логика  духовных законов такова, что место святости после разрушения становится центром темных сил. Поэтому и нет мира в Иерусалиме. Кто только не захватывал его - арабы, турки, крестоносцы. Сколько копий сломано в борьбе за «пустой» город, за материальную оболочку, в которой сегодня святость не живет. А живет в нем нетерпимость, высокомерие и алчность.

Настоящий – духовный - Иерусалим невозможно захватить силой. Его можно построить в сердце и тогда уже соединить с Иерусалимом материальным, с его улицами и домами. События материального мира выстраиваются в соответствии с духовными действиями. Чтобы сохранить Иерусалим, надо бороться за него в своей душе, бороться с силами ненависти и разъединения, с желанием использовать весь мир ради себя.

Город окружает стена. Создавая духовный Иерусалим, человек возводит в своем сердце стену, отделяющую желания, направленные к святости, от желаний, продиктованных гордостью, алчностью и жаждой власти. Под защитой этой стены, из материала своих чистых желаний он строит Храм как место связи с единой высшей силой.

Такое внутренее действие невозможно заменить ничем внешним. Все наши политические, военные или граждансике акции будут успешными только при условии этого сильного духовного наполнения. Оно же и подскажет нам верную линию поведения во всем, что нам предстоит в финале нашей долгой и такой напряженной истории.

Михаил Аршавский
материал предоставлен МАК http://www.kabbalah.info/rus/